Воскресенье, 12.05.2024, 11:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя-логопеда Коневой Надежды Алексеевны

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Использование различных техник рисования с детьми ОВЗ

Конева Н.А.

МБДОУ детский сад № 31 « Радуга»

г. Усть-Илимск, 2015

Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всестороннего развития и воспитания дошкольников с речевыми нарушениями речи велико и многогранно. Изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи [1: 111].

Речь – это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. Для нормальной речевой деятельности необходима целостность и сохранность всех структур мозга. Особое значение для речи имеют слуховая, зрительная и моторная системы. Дети с различными нарушениями развития, в том числе и речевыми нарушениями, являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной. Отсюда следует отметить, что изобразительная деятельность детей с различными речевыми нарушениями во многом отличается от изобразительной деятельности детей в норме. У детей с афазией наблюдаются нарушения тонких, дифференцированных движений пальцев, что отрицательно сказывается на овладении техникой рисования. При акустико-мнестической афазии отмечается ослабление и обеднение зрительных представлений о предмете, трудности в соотнесении воспринятого на слух слова с его зрительным предоставлением [2: 414].

Нарушение речи при дизартрии сочетается с двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности. С задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому у детей долго не проявляется интерес к рисованию [2: 198]. При корковой дизартрии отмечается общая моторная неловкость, недостаточная координированность движений руки и пальцев. Наблюдается замедленное формирование пространственных представлений, отсутствие некоторых (иногда значимых) деталей, отклонение линий от заданного направления, разрывы между линиями в местах соединения. В ряде случаев  наблюдаются легкие двигательные расстройства (тремор пальцев рук). Дети не могут правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима. Все это затрудняет полноценную изобразительную деятельность [4: 90]. В целом, у детей с различными речевыми нарушениями из-за несовершенства моторики наблюдается несформированность техники рисования. Это приводит к однообразию способов изображения предметов, наличию «заученных» изображений (шаблонов). Отсюда, узость тематики рисунков, их схематизм. На качество изображения оказывают влияние также нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость нервной системы). Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его результат [1: 37].

Итак, изобразительная деятельность детей с речевыми нарушениями нуждается в целенаправленном развитии. Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования, такие как: печать ладошкой; печатки; тампонирование; набрызг; монотипия; выдувание.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листья деревьев). Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей (Чем еще я могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать?) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, поролон, зубную щётку, расческу. Созданию сложного симметричного изображения способствует техника «монотипия» [3: 30-31]. На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник мы решаем и частные задачи развития речи. Так, создавая изображение с помощью выдувания красок («рисование мыльными пузырями») дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, а мы имеем возможность осуществлять своеобразную дыхательную гимнастику, необходимую при некоторых речевых нарушениях. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения позволяет развивать: сенсорную сферу, мелкую моторику рук, пространственную  ориентировку на листе бумаги, глазомер и зрительное восприятие, внимание и усидчивость, дыхание, изобразительные навыки умение, наблюдательность, эстетическое восприятие, кроме того, в процессе этой деятельности у детей формируются навыки контроля и самоконтроля, происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей, формирование активного и пассивного словаря.

Все это позволяет  создать психофизиологическую базу для развития речи, атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, эмоционально-положительное отношение к изобразительной деятельности.

 

Литература

1. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида.– М.: Издательство центр «Академия»,2002. – 208 с.

2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, Р.И Лалаевой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 – 703 с.

3. Фатеева А. А Рисуем без кисточки – Ярославль. Академия развития, 2007. – 96 с.

4. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение,1989. – 239 с.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
uCoz