Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №31 "Радуга"
Модель НОД по формированию
лексико-грамматических категорий
«Путешествие в царство
Снежной Королевы»
для детей 5-6 лет группы компенсирующей направленности
с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Подготовила:
Конева Надежда Алексеевна,
Учитель-логопед,
I квалификационная категория.
г. Усть-Илимск
2018 год
Цель: Уточнение и активизация словаря по теме «Зима».
Коррекционно-образовательные задачи:
-Актуализация словаря существительных, глаголов, прилагательных. Закрепление умение подбирать слова-антонимы.
-Совершенствование грамматического строя речи: закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обучение умению согласовывать существительные с числительным.
- Развитие элементарных математических представлений (совершенствование навыка счета до пяти).
Коррекционно-развивающие задачи:
-Развитие зрительного восприятия и слухового внимания, общей моторики, координации речи с движением, правильного речевого дыхания.
Коррекционно-воспитательные задачи:
-Формирование коммуникативных навыков, навыков сотрудничества.
-Воспитание чувства дружбы, взаимовыручки.
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Технологии: игровая технология.
Материалы и оборудование:мультимедийная презентация, аудиозаписи с музыкой и звуками, письмо от Герды, картинка с изображением Герды, разрезная картинка с изображением Кая и Герды, мольберт, зрительный ориентир «Ворона», снежок (массажный шарик), книга «Снежная Королева».
Раздаточный материал: карточки с заданием.
Ход образовательной деятельности.
I Организационный момент
Логопед: Доброе утро, ребята, я очень рада видеть вас, вы такие нарядные, красивые. Посмотрите, как много у нас сегодня гостей, я предлагаю вам поздороваться с гостями.
Дыхательное упражнение
Логопед: Раз, два, три, четыре, пять, становитесь в круг играть. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И сегодня мы собрались здесь, чтобы делать добрые дела. Давайте сделаем глубокий вдох и через нос вдохнем доброту и красоту, а выдохнем через рот все тревоги и страхи.
II Основная часть
Логопед:Ой, ребята, посмотрите, да это письмо! Интересно, от кого оно? (Открывает письмо)
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Герда. У меня случилась беда. Снежная Королева забрала моего брата Кая в своё царство. Нужно в путь мне отправляться, отыскать скорее братца! Вы поможете, друзья, быть одной ни как нельзя!
- Ребята, мы поможем Герде отыскать Кая?
Тогда нам нужно отправиться в царство Снежной Королевы! Но до него добраться очень нелегко! А, как вы думаете в царстве Снежной Королевы какое время года?
Зимой на улице очень холодно, морозно и дуют сильные ветра(Слайд1) От такого ветра и нам что-то стало холодно! Давайте согреемся.
Массаж мимической мускулатуры(Слайд 2)
Мы ладошки растираем и лицо обогреваем,
Растираем лобик тоже, теплым стать ему поможем,
Щечки надуваются, губки улыбаются.
Подбородок разотрем, губки дружно пожуем.
Здесь живет наш язычок (показать), пусть погреется дружок (пожевать язык передними зубами).
Игра «Холодный ветерок»( Слайд 3)
-А теперь спрятали теплый язычок за нижние зубки и сами изобразим холодный зимний ветер (дети имитируют ветер звуком С-С-С по тыльной стороне ладони).
Логопед: Ой, ребята, какой холодный ветер подул. Посмотрите, кто это?(Слайд 4)
Снежная Королева:Я – повелительница льда! Вот послание от меня. Братец Кай среди снегов, средь холодных белых льдов. В царстве вьюги и пурги сможете его найти? Чтобы Кая вам вернуть, преодолейте трудный путь. Когда картину соберете, тогда Кая вы вернете.
Логопед:Ну что, ребята, вас не напугала Снежная Королева? Тогда отправляемся в путь.А отправимся мы в путешествие на волшебном парашюте.
-Я предлагаю вам подойти к парашюту и взяться за его края. Чтобы парашют полетел, повторяйте за мной волшебные слова.
Игра с парашютом
Ты, парашют, лети, лети,
Нас по небу прокати.
Выше, выше поднимайся,
Тише, тише, не качайся.
Наш парашют летит все тише,
Опускается все ниже.
Логопед: Вот мы и приземлились! Интересно, где же мы оказались?
(На экране появляется видео цветочного сада)
-А оказались мы, ребята, в цветочном саду. Как вы думаете, кто хозяйка сада?
-Здесь всегда лето, и поэтому волшебница совершенно не знает ничего о зиме. Давайте ей расскажем.
(Звучит музыка. Слайд 5)
Логопед:Скажите, пожалуйста, без чего не бывает зимы?
Лексическая игра «Снежок»
- А у меня есть волшебный снежок, и я предлагаю вам с ним поиграть. Мы будем передавать его друг другу, у кого в руках окажется снежок, тот и будет отвечать на вопросы.
- Эй, ребята, не зевайте, наш снежок передавайте!
Ты на друга посмотри, у него снежок возьми.
Ты снежок катись-катись, а потом остановись!
- Скажи, пожалуйста, зима какая?
– А снег зимой какой?
– Снег что делает?
Логопед:Молодцы, ребята, за отличное описание зимы и за ваши знания волшебница цветочного сада отдала нам часть картины.И нам пора отправляться дальше, давайте за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Вместе дружно мы идем, не спешим, не отстаем. Мы не будем ссориться, будем мы дружить и в трудную минуту на помощь приходить.
(Дети идут змейкой)
Логопед: А вот и второй наш друг – это...? (Карканье. Слайд 6)
Ворона – это какая птица - зимующая или перелетная? Верно. Ворона готова помочь нам, но только при условии, что вы посчитаете, сколько ворон прилетело. Каждый из вас по очереди выберет карточку и скажет нам полным ответом, сколько ворон на ней нарисовано: например, одна ворона.
Логопед: Молодцы, ребята. За ваши старания Ворона отдала нам ещё одну часть картины и готова помочь, указав дальнейший путь.
Гимнастика для глаз
Следите глазками за птицей, головой не вертите, работают только глазки.
Логопед: Вот мы с вами оказались у маленькой разбойницы. Она совсем не похожа на нашу Герду. Я предлагаю вам сравнить этих двух девочек.
(На экране появляются портреты героинь из мультфильма. Слайд 7)
Лексическая игра по подбору антонимов
Логопед: Разбойница злая, а Герда?
Разбойница веселая, а Герда?
Разбойница сытая, а Герда?
Разбойница громкая, а Герда?
Разбойница ленивая, а Герда?
Разбойница грубая, а Герда?
Игра «Назови ласково»
Логопед:Ребята, ведь никогда не поздно стать хорошей, и первое, чему научим мы маленькую разбойницу, – это говорить слова ласково:
(Слайд 8) Зима – зимушка.
Снег – снежок.
Лед- ледок.
Горка- горочка.
Санки- саночки.
Сугроб-сугробик.
Логопед: Молодцы, ребята! Разбойница благодарит вас и отдаёт последнюю часть картины, которая должна привести нас к Снежной Королеве.
(Слайд 9,10)
Снежная Королева:
Я Королева из страны,
Где нет ни солнца, ни весны,
Где круглый год метель метет,
Где всюду только снег и лед.
Безмолвие, покой люблю,
Шум и веселье не терплю.
В моё царство не пущу,
В лёд вас быстро превращу!
Логопед: Ой,ребята, давайте быстрей соберём картинку и разрушим волшебство Снежной Королевы, пока она не превратила нас в лёд.
(Дети на ковре собирают картинку. На экране появляется картинка с Каем и Гердой. Слайд 11)
-Молодцы. Ребята, а что изображено на картине? Верно, Кай и Герда. Кай и Герда снова вместе, значит, волшебство Снежной Королевы разрушено.
III Заключительная часть
Логопед: Ребята, какие хорошие поступки мы сегодня совершили ?
Логопед:Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили?
Логопед:Какие качества нам помогли победить Снежную Королеву?
Логопед:Ребята, вы такие молодцы, справились с такими сложными заданиями, помогли Герде найти Кая.
(Звучит тихая, спокойная музыка)
-Мои друзья, но нам пора возвращаться в детский сад, давайте подойдем к парашюту, возьмем за края и дружно его поднимем.
Раскрытый парашют повыше поднимите.
Ты, парашют, лети, лети,
Нас по небу прокати,
Всех помощников моих
В детский сад возврати.
Логопед:Ребята, я хочу вам подарить на память о нашем путешествии книгу «Снежная Королева», а написал её Ганс Христиан Андерсен.
А за ваши добрые поступки - волшебные сердечки.
Не выпускайте солнце из души – оно теплом по жизни разойдётся!